Автовокзал Kielce, ul. Czarnowska 12, Poland. Судьба автовокзала была бурной с самого начала. Строительство объекта началось в 1975 году, однако из-за финансовых проблем и нехватки материалов станция была введена в эксплуатацию только 9 лет спустя. Оно было спроектировано польским архитектором Эдвардом Моджеевским.
Объект считался очень современным и быстро стал небольшой туристической достопримечательностью и одной из визитных карточек Кельце. Он был спроектирован для размещения 1500 автобусов и предполагаемого ежедневного пассажиропотока в 24 000 человек. Комплекс состоял из островного здания, лежащего в центре, вокруг которого располагались платформы для автобусов, и центрального зала с несколькими уровнями, покрытого куполом. В 1990-х годах состояние здания ухудшилось, так как в посткоммунистической Польше возросло количество частных автомобилей и снизился интерес к общественному транспорту.
В начале XXI века здание всё больше нуждалось в ремонте, и владелец, компания PKS 2, планировал заменить его новой постройкой в другом месте, а первоначальное здание сильно перестроить или заменить. Представитель компании даже заявил, что они не готовы вкладывать средства в ремонт здания и фактически ждут, когда оно обрушится. Это вызвало критику со стороны людей, которые считают здание частью культурного наследия современной Польши и требуют, чтобы дизайн не претерпел значительных изменений. В 2016 году городские власти выкупили здание, а затем объявили конкурс на проект его реконструкции и модернизации. Одним из условий было сохранение уникальной формы и функциональности станции. Конкурс выиграла мастерская «MARCIN KAMIŃSKI BARTOSZ BOJAROWICZ ARCHITEKCI».
Фото 2018 года до ремонта
Модернизация станции началась в сентябре 2018 года, ее стоимость составила более 68,5 млн зл. По общему признанию, архитекторы столкнулись со сложной задачей. Во-первых, они должны были сохранить защищенное патентом довольно инновационное, даже по нынешним временам, решение островной станции. Во-вторых, они столкнулись с изношенными материалами и технологиями. Как они сами говорят, они хотели спроектировать объект в соответствии с первоначальным замыслом создателей, только с использованием новейших материалов и решений. Так появилась удивительная, модернизированная станция.
Конечно, конструкция и корпус не были изменены, однако объект почти разобрали и поставили заново. Прежде всего, дизайнеры привнесли больше света в интерьер здания. Они заменили все световые люки в куполе, вырезали большое круглое отверстие в потолке между уровнем зала и этажом, спрятанным в пьедестале, использовали стеклянные перила и добавили многочисленные пространственные отверстия. Конечно, они устранили все барьеры для людей с ограниченными возможностями, а в зоне ожидания спроектировали зоны отдыха для путешественников.
Фото 2019 года в процессе ремонта
Недавно местные власти объявили это здание памятником, и хранитель памятников Свентокшиского воеводства обосновал это решение, назвав здание «уникальным и новаторским образцом архитектуры эпохи Польской Народной Республики» и «одним из самых ценных архитектурных проектов 1970-х и 1980-х годов в Польше, а также материальным документом того периода».
Современный вид